Физическая культура в детском саду
Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть
культуры обществ. Физическая культура оказывает существенное влияние на
духовный мир человека (ребенка), мировоззрение, умственное развитие.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа
формирования личности.
Одними из основных задач по физическому воспитанию являются: охрана и
укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных
умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями,
развитие физических качеств.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное
использование всех средств физического воспитания. Это - физические упражнения,
закаливание, режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещения.
Что такое физические упражнения - это специально подобранные
упражнения, способствующие развитию крупных и мелких мышечных групп. Физические
упражнения проявляются в разных формах: утренняя гимнастика и физкультурные
занятия, и подвижные игры или прогулки, спортивные праздники и досуги, плавание,
оздоровительная гимнастика после сна, физкультминутки в процессе занятий
математикой, развитием речи и другими видами деятельности.
Одной из основных форм физической культуры являются физкультурные занятия,
направленные на обучение двигательным умениям и навыкам. Физкультурные занятия
проводятся в первой половине дня 2 раза в неделю.
Обязательно наличие спортивной одежды (футболка,
шортики, носочки) и обуви (кроссовки, кеды, спортивные тапочки на резиновой
подошве).
Игровой массаж
3акаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется
для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими
детьми. Проводится 2-3 pаза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент: а) «Найди и покажи носик». Дети удобно
рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику
собраться на прогулку». Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно
очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо
дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка
к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает
сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на
крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10
вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным
пальцем.
е) «Носик поет
песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и
поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение
к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы
растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик
вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете покажи.
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
- Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
- Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
- Надо носик нам погреть;
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к
рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому
здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь
организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть:
а) Большим и указательным пальцами одной руки
массируем-растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) массируем тыльные стороны ладоней.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга,
направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно
сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я Пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек,
расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами
тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов
дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным
для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в
день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент. Воспитатель привлекает
детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки. Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
(если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед
сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к
голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного
пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз; а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое
отверстие, а указательным пальцем прижимает козeлок- выступ ушной раковины
спереди. Захватив, таким образом, козелок, он
сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
д) «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими
всю раковину
3. Заключительный момент. Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание: Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно
5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок, и садись скорей
в кружок
Ушки ты свои найди и скорее покажи.
Ловко с ними мы играем. Вот так хлопаем
ушами.
А сейчас все тянем вниз, ушко, ушко, ты
не отвались
А потом, потом
покрутили козелком.
Ушко, кажется замерзло, отогреть его так
можно.
Раз – два, раз-два, вот и кончилась игра
А раз кончилась игра, наступила тишина.
3акаливающий массаж подошв.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется
для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции
активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10
минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли
на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из
большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой
погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми
пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным
движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх
с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку,
несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца
руки закаливающую зону; расположенную в центре подошвы.
З. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до
щиколотки;
б) Посидеть спок6йно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.
Комплекс можно сопровождать стихами:
- Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж
подошв начнем.
- На каждую
ножку
Крема
понемножку.
Хоть они и
не машина,
Смазать их
необходимо!
- Проведем по ножке
нежно,
Будет
ноженька прилежной.
Растирай,
старайся
И не
отвлекайся:
- По
подошве, как граблями,
Проведем
сейчас руками.
- Раз -
сгибай, два - выпрямляй
Ну,
активнее давай!
- Вот
работа, так работа,
Палочку
катать охота.
- В центре
зону мы найдем,
Хорошенько
разотрем.
Надо с нею
нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
- Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их
беречь мы
И всегда любить. |