Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность
Скорость движения. Плотность транспортных потоков на улицах и
дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в
дальнейшем.
Анализ статистических данных, проведённый совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
· Незнание дошкольниками элементарных правил;
· Стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
· Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Исходя из полученных данных, для каждой возрастной группы с
учётом соблюдения дидактических принципов определяются следующие задачи обучения.
Вторая младшая группа
Учить различать виды наземного транспорта.
Формировать представление об улице, её основных частях.
Дать первоначальные знания о сигналах светофора.
Средняя группа
Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Познакомить с классификацией транспорта: наземный водный, воздушный.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Расширить представления об улице новыми сведениями (одностороннее и двустороннее движение).
Уточнить знания о назначении светофора.
Старшая группа
Уточнять
и расширять представления о транспортных средствах, об улице
(виды перекрёстков), о правилах перехода проезжей части.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими,
запрещающими, информационно - указательными знаками сервиса.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
Подготовительная к школе группа
Расширять знания о городском транспорте.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Обучение правилам дорожного движения (ПДД) необходимо проводить
не только в строго отведённые часы. Но и на занятиях по
разным видам деятельности (ИЗО, конструирование, развитие речи,
театрализованная деятельность, музыкальные занятия), а также
совершать целевые прогулки и экскурсии.
Основным средством решения поставленных задач может стать игра.
В младшем возрасте можно использовать разнообразные виды подвижных игр и их варианты. Например:
«Воробушки и автомобиль»
Цель. Развивать умение принимать решения в проблемных ситуациях.
Игра проводится по известному сценарию, но по ходу её
воспитатель обращается к детям с вопросами: «Как воробушки будут
перелетать дорогу? Быстро опережая друг друга, или не
торопясь, внимательно глядя по сторонам?»
Вариант игры.
Цель.
Способствовать развитию умений ориентироваться в пространстве.
Знать и понимать понятия «Далеко», «близко», «слева», «справа»,
«около».
Воробушки спокойно прыгают и грают на площадке, около дома. Воспитатель говорит: «Внимание, близко автомобиль, будьте осторожны!» Дети уходят подальше от проезжей части. После слов педагога «Автомобиль далеко» продолжают прыгать и играть.
В средней группе предпочтение отдаётся сюжетно - ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются.
«Автобус»
Цель.
Уточнить и расширить знания об улице, видах наземного
транспорта. Формировать культуру поведения в общественном
транспорте. На дороге.
Дети вместе с воспитателем «едут в автобусе».
Педагог попутно задаёт вопросы: «Кто управляет автобусом? По
какой части улицы мы едем? По какой стороне дороги движется
автобус? Какой транспорт нам встречается на дороге? Приближаемся
к остановке. Что такое остановка? (на остановке выходят
пассажиры) В какую дверь пассажиры должны входить. А в какую
выходить из автобуса? Кому нужно уступать место в автобусе?» И
т.д.
Игру можно усложнить: ввести новую сюжетную линию, требующую дополнительных участников игры. Например.
Воспитатель.
Едем в автобусе, все сидят спокойно на своих местах, никто не
шумит, чтобы не мешать водителю. Подъезжаем к светофору.
· Почему остановился автобус?
· Что означают сигналы светофора?
· Как ведут себя пешеходы?
(Участники игры - пешеходы демонстрируют правила перехода улицы по сигналам светофора).
Рекомендуемые игры: «Бензозаправочная станция», «Аэропорт»,«Автопарк» и др. (см.: Смоленцева А.А. Дидактические игры с
математическим содержанием. М.: Просвещение. 1997); Диспетчер»,
«Мы живём на корабле», «Строим дом» (см.: Кобитина И.И.
Дошкольникам о технике. М.: Просвещение, 1991).
Большое
значение в организации сюжетно - ролевых игр имеет создание
предметно - развивающей среды. Чтобы помочь детям закрепить
знания, необходимо изготовить макет улицы.
К старшей
группе дети приобретают определённое количество знаний и
представлений об окружающем мире. Поэтому следующий этап работы -
интеллектуально - игровая деятельность в виде занимательных
игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов,
развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Интеллектуальные игры по формированию основ безопасного поведения
на дорогах можно использовать в определённой последовательности:
· Настольно-печатные, словесные, дидактические (Бондаренко
А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1985;
Кобитина И.И. Дошкольникам о технике);
· Игры на основе загадок (Кобитина И.И. Дошкольникам о технике);
· Ребусы, кроссворды. Головоломки (готовые, авторские);
· Решение проблемных ситуаций;
· Творческие игры («На что похоже?», «Что это может быть?»
· Небылицы, карты фантазии;
· Графическое моделирование (сочинение словесных сказок на основе моделей);
· Создание собственных проблемных ситуаций с помощью моделей.
Чтобы обучение детей было непрерывным и успешным, необходимо
использовать разнообразные формы работы с семьёй: лекции,
консультации, круглые столы, папки передвижки. Вместе с детьми
родители могут изготовить ролевые атрибуты, макеты улиц,
участвовать в спортивных досугах и викторинах.
Всех
взрослых должна объединять единая цель: сохранить жизнь и
здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в
дорожно-транспортных ситуациях.
«Ребёнок в детском саду» № 2 - 2001г. |