► СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
ЕСЛИ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА
Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.
Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребёнка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребёнка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.
В этом случае проблема не в друзьях ребёнка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.
Как предотвратить проблему
- Постарайтесь своевременно рассказать своему ребёнку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете достойными
- Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей
- Приглашайте в гости детей ещё до того, как ребёнок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно
- Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребёнка определено какими-то взрослыми мотивами
Как справиться с проблемой, если она уже есть
- Даже если вы твёрдо уверены, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устанавливайте жёстких запретов на эту дружбу,- она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы назойливо и спокойно обратите внимание своего ребёнка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажите своё твёрдое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.
В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребёнка в движении, а также, выяснив её причины.
- Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
- Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять» Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
- По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка, в одно и то же время.
- Научитесь видеть положительные стороны в активности ребёнка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
- Не предлагайте ребёнку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.
- Слишком энергичному ребёнку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
- Чтобы помочь активному ребёнку сосредоточиться, возьмите его на колени, или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.
- Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, ты гордишься собой».
- Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.